В мировую войну 1941—1945 гг. железобетонное судостроение имело место в Америке, Англии, Германии и оккупированных ею странах В Америке строились самоходные и несамоходные сухогрузные и нефтеналивные баржи грузоподъёмностью 5—6 тыс. тонн океанского плавания, а также железобетонные плавучие доки. С переходом на серийную постройку барж из сборных элементов (секционный метод) сборка баржи на стапеле продолжалась 20 дней и как рекорд — 6 дней.


В Англии строились речные баржи грузоподъёмностью 200 тонн. Одна из верфей имела 37 стапелей, рассчитанных на выпуск в месяц до 40 барж. Баржа в 200 тонн из сборных элементов строилась один месяц, а, как рекорд, сборка продолжалась 72 часа. Строились также композитные суда — набор металлический специального легкого профиля, обшивка железобетонная (патент инженера Вильямса). В Германии и в оккупированных ею странах строились баржи, лихтеры, понтоны и самоходные танкеры грузоподъёмностью до 3000 тонн.


Постройка железобетонных судов велась крупными сериями.


Применялись легкие бетоны, снижающие вес железобетонных судов. Применялись новые железобетонные конструкции типа оболочек и безнаборных судов. Практиковалась постройка больших судов вверх килем и спуск на воду с последующим переворачиванием.


Наряду с этим в Штеттине немцами была проведена экспериментальная постройка струннобетонной баржи грузоподъемностью 180 тонн, с предварительным натяжением арматуры из струн. Эта баржа получилась всего на 10 проц. тяжелее металлической, а расход металла на корпус составил около 11 проц. от расхода на постройку корпуса аналогичной металлической баржи.


* * *


Какие суда и плавучие сооружения рентабельно строить из железобетона


Имеющиеся данные позволяют привести следующий перечень судов и плавучих сооружений, постройка которых из железобетона рентабельна.


А. Вспомогательный флот


1) плавучие доки;

2) дебаркадеры грузовые, служебные и пассажирские (в том числе плавучие водные вокзалы);

3) бранд-вахты;

4) плавучие склады и нефтехранилища;

5) плавучие рыбозаводы;

6) плавучие маяки.


Б. Технический флот


1) нефтеперекачки;

2) насосные станции (в частности для целей орошения);

3) углеперегружатели;

4) понтоны разных назначений;

5) плавучие мастерские (ремонтные, сварочные);

6) электрические и пневматические станции;

7) грунтоотвозные шаланды.


В. Транспортный флот


1) Баржи разных типов и районов плавания;

2) паромы-переправы, в том числе самоходные.


Базируясь на наличии отечественного опыта эксплуатации, следует в первую очередь строить стационарные железобетонные суда, т. е. стоечный вспомогательный и технический флот. Однако приводимые ниже показатели эффективности железобетонных судов и заграничная (практика указывают иа прямую целесообразность по стройки из железобетона также и части транспортного флота (барж) для соответствующих рациональных условий эксплуатации.


Так, наиболее благоприятными районами эксплуатации для железобетонных судов являются районы с достаточной постоянной глубиной, где некоторое увеличение осадки судна не имеет решающего значения. При выборе грузоподъёмности железобетонной баржи следует учитывать, что при большей грузоподъёмности она эффективнее и постройке за счёт меньшей строительной стоимостях на тонну грузоподъёмности. Род груза также имеет значение. Вынужденная относительно большая грузовместимость железобетонной баржи при одинаковой грузоподъёмности с металлической даёт лучшее использование грузоподъёмности для лёгких грузов. Железобетонную баржу можно предпочесть для огнеопасных грузов, для скоропортящихся грузов и для вязких сортов нефти (так как вследствие незначительной теплопроводности бетона обеспечивается экономия в охлаждении и нагреве перевозимого груза), для грузов, боящихся подмочки (так как обеспечивается полная водонепроницаемость). Только большие выигрыши и щедрые бонусы ждут тебя здесь .