Возвращаясь к вопросу о том, как должна «отходить» государственная собственность работникам (с выкупом или без выкупа), следует отметить, что в нынешних условиях разгосударствление возможно только без выкупа. Выкуп невыгоден для работников. Тем не менее выкуп делает каждого работника собственником, существенно расширяя основу мотивации труда и хозяйственной деятельности. Об этом убедительно свидетельствует зарубежный опыт. Необходима система льгот для работников выкупаемых предприятий.

Какие же нужны льготы?

Начисления на лицевые счета работников в отношении к фонду заработной платы (до 25%), обеспечиваемые за счет прибыли, не должны учитываться в рамках той прибыли, которая облагается налогом в бюджет. Эти же начисления следует освободить от налога, регулирующего расходование средств, направляемых на потребление, ведь они первоначально используются для погашения кредита, взятого для выкупа имущества предприятия.

В то же время данные начисления как будущие источники доходов работников должны подвергаться ежемесячно подоходному налогообложению с тем, чтобы когда эти средства будут востребованы работниками, они их получат как бы «чистыми» — налог с них уже будет выплачен.

Должны быть гарантированы налоговые льготы и банкам, предоставляющим кредиты для выкупа предприятий. Можно было бы на 50% сократить налоги на получаемую от таких кредитов прибыль. Это способствовало бы и тому, что кредиты для выкупа банки предоставляли бы за сниженные проценты. Они были бы заинтересованы в таких кредитах.

Нужно ввести также льготы по применению налога, регулирующего расходование средств, направляемых на потребление, в отношении дивидендов, распределяемых на акции в выкупленных работниками предприятий. Ставки этого налога можно бы сократить, допустим, на 50%.

Все это, конечно, будет стимулировать выкуп предприятий самими работниками. Но здесь возможны возражения: уменьшатся налоговые поступления от доходов выкупленных предприятий, общество от этого только потеряет. Нет, выиграет! Почему?

Во-первых, для того чтобы иметь средства для расчетов с банками за кредиты, получаемые для выкупа предприятий, нужно поднять уровень производительности труда. Без этого невозможно установить начисления доходов от собственности дополнительно к заработной плате (до 25%). Эти начисления и будут использоваться для погашения кредитов. Но более высокий уровень производительности труда означает и более высокую прибыль таких предприятий. Так что бюджет только выиграет от увеличения массы облагаемой прибыли.

Во-вторых, использование для выкупа государственного имущества временно свободных ресурсов фондов производственного и социального развития позволит вовлечь в денежный оборот значительную массу денег — приблизительно 60—70 млрд. руб.

В-третьих, выкупая имущество, трудовые коллективы не будут выкупать то, что им не нужно. Запасы неиспользуемых материалов, полуфабрикатов, неустановленного оборудования сейчас достигли гигантской величины — 600—700 млрд. руб. Большая часть этих запасов в результате выкупа государственного имущества может быть вовлечена вновь в хозяйственный оборот.

Ну, и самое главное — трудно оценить влияние изменения социального статуса прежде наемных работников, становящихся собственниками своего предприятия. Только собственник может быть реальным хозяином. Применительно ко всем остальным можно говорить лишь о чувстве хозяина. Классическая печать фотографий в самаре на минилабе Noritsu 3702.