Сведения о морском флоте СССР, находящемся на учете Регистра СССР, с распределением флота по министерствам и ведомствам по состоянию на 1 января 1989 г.

Отставание сохраняется

Морские контейнерные перевозки в странах СЭВ

Бурное развитие контейнерных перевозок значительно революционизировало мировой транспорт. За два последних десятилетия сроки доставки генеральных грузов в международном морском сообщении сократились в среднем в 2—3 раза. К середине 80-х годов на основных направлениях в контейнерах перевозилось свыше 90% пригодных для этого грузов. Контейнеризация способствовала широкому внедрению комплексной автоматизации на транспорте и компьютеризации управления его работой.

Широкое развитие контейнерных перевозок в странах СЭВ началось еще в 60-е годы. Расширяя применение контейнеров во внутренних перевозках, эти страны особое внимание уделяли организации международного контейнерного сообщения. Они взяли курс на создание единой контейнерной транспортной системы (ЕКТС) стран СЭВ. Это было закреплено соглашениями о внедрении ЕКТС (1971 г.),

о развитии материально-технической базы ЕКТС, о международной кооперации в производстве ее средств. Согласованы были также технические и коммерческо-правовые основы создания ЕКТС.

Вопросы развития взаимных контейнерных перевозок нашли отражение в мероприятиях Долгосрочной целевой программы сотрудничества (ДЦПС) стран СЭВ в области транспорта (1978 г.). Большое значение для развития международных контейнерных перевозок стран имело внедрение системы совместного пользования контейнерами (СПК), действующей по принципу контейнерного пула (1974 г.). В 1980 г. объем международных контейнерных перевозок в рамках содружества достиг 1,5 млн. т, а в 1981—1987 гг. возрастал в среднем за год на 18,4% и составил в 1987 г. 4,9 млн.т. В начале 80-х годов между странами СЭВ в контейнерах перевозилось около 30% пригодных для этого грузов.

Географический фактор стал причиной того, что в перевозках контейнеров между странами СЭВ преобладает железнодорожный транспорт. Тем не менее роль морских контейнерных перевозок возрастает, ряд грузопотоков переводится с прямого железнодорожного на смешанное железнодорожно-морское сообщение. Сейчас примерно четвертая часть контейнерных перевозок между странами СЭВ производится по морю. Главным образом по морю осуществляются перевозки контейнеров в третьи страны, а для СССР большое значение и перспективы имеют каботажные перевозки контейнеров.

Флот стран СЭВ располагает 253 контейнеровозами и ролкерами (см. таблицу), общая контейнеровместимость которых достигает 200 тыс. ед. (в пересчете на 20-футовые). В составе флота 67 ячеистых контейнеровозов (788,8 тыс. рег. т). Доля стран СЭВ в общем числе контейнеровозов мирового флота (включая лихтеровозы) составляет 13%, по тоннажу — 6,4% (в том числе ячеистых контейнеровозов соответственно — 5,9 и 3,1%), по контейнеровместимости — 7,1%.

Эти данные свидетельствуют о преобладании небольших судов по сравнению со среднемировыми показателями, значительной доле ролкеров, используемых для контейнерных перевозок. Такая структура флота объясняется, с одной стороны, значительными объемами внутрибас-сейновых перевозок, а с другой — недостаточно развитой инфраструктурой и ограниченной сетью контейнерных терминалов, нехваткой специализированного оборудования в странах СЭВ.

Последнее из перечисленных обстоятельств в условиях повышения требования к перевозке контейнеров, колесной техники, промышленного оборудования и роста объема перевозок этих грузов определило интенсивное внедрение с середины 70-х годов во флоте ряда стран ролкеров. В настоящее время советские Балтийское и Черноморское пароходства и «Польские линие оцеаничне» (ПЛО) лидируют в мире по коніей-неровместимости ролкерного флота.

По состоянию на 1 июля 1988 г. суммарная контейнеровместимость флота стран СЭВ составила 200 тыс. ед. (в пересчете на 20-футовые). Крупнейшими контейнеровозными предприятиями стран СЭВ являются Балтийское пароходство. Как сорвать куш с первого раза узнай по ссылке .